21 Мая 2008 года
Новый автор публикации Костиников Владимир - Победитель гонки моторов.

22 Марта 2008 года
Новая публикация Станислава Кирильца - Водитель-инструктор Древицкий Яков Иванович.

3 Января 2008 года
Новая публикация Станислава Кирильца - Пётр Михайлович Пузанов.

29 Августа 2007 года
Новая публикация Станислава Кирильца - Бекель Павел Яковлевич и сыновья Павел и Александр.

21 Августа 2007 года
Новая публикация Станислава Кирильца - Первый председатель Санкт-Петербургского Автомобиль-клуба Павел Николаевич Беляев.

19 Августа 2007 года
Новая публикация Станислава Кирильца - Cпортсмен и коммерсант Эмиль Густавoвич Плюйм.

Все новости...

 

Русские идут! Российский след в мировой авто-истории

Автор статьи: Кирилец Станислав, Германия (Stanislav KIRILETZ, Germany)

Российская Империя не была великой автомобильной державой, почти вся автомобильная жизнь Царской России проходила под влиянием импортных автомобилей. Российский рынок был наполнен иностранными машинами, в основном из Германии и Франции, даже такие незначительные авто-державы как Швеция и Испания с успехом экспортировали свою продукцию в Россию. Отечественная автомобильная промышленность покрывала от силы 5% потребности своего огромного рынка, а рынок Российский был действительно огромен и за него боролись самые известные автозаводы.

А что же Россия? Была ли наша страна на международном рынке активна? Уже с 1905 года российские торговцы начали продавать свою авто-продукцию за рубеж. В основном это были кузовные фабрики, продукция таких фирм как Яковлев, Братья Крыловы, Иван Брейтигам пользовалась успехом в Европе, правда это были только русские кузова на иностранных шасси. Но есть сведения, что петербургская фирма Лесснер продала пару автомобилей в Иран. Один Лесснер был увезен в Германию, не исключено что во Франции нашли своих клиентов два Руссо-Балта.

Предприимчивости российским промышленникам и торговцам было не занимать. Завод Хрущева в Орле имел намерения освоить серийный выпуск автомобилей и изготовил то ли 3 то ли 5 опытных машин. Серийного выпуска автомобилей марки «Орел» так и не организовали, однако во Франции уже полным ходом проводилась рекламная кампания — в своих мечтах Михаил Хрущев уже завоевывал французский рынок.

Следы российского автомобилизма за границей могли на этом бы и затеряться, если бы не... знаменитые российские «резиновые мануфактуры». Именно они, "Товариществе Русско-французской Резиновой Мануфактуры Проводник" в Риге и "Товарищество Российско-Американской Резиновой Мануфактуры Треугольник" в Санкт-Петербурге прославили Российскую Империю во всем мире. Если уж не автомобили, то автомобильные шины!

Проводник и Треугольник были одними из крупнейших производителей шин, по их производству они занимали второе и третье места в мире, уступая только французской компании Мишлен и имели торговые отделения на всех континентах. Русские шины считались в те времена по праву лучшими в мире и пользовались огромным успехом — России было чем гордиться.

С тех времен остались документы — они по-своему интересны. Самые «великие» автомобильные державы рекламировали на страницах журналов и газет резину «Made in Russia» и владельцы машин охотно покупали русские покрышки.

Интересны рекламные призывы и лозунги — каждая нация делала рекламу на свой лад, по традициям своего менталитета. Рекламные плакаты Проводник и Треугольник рисовали знаменитые художники и любой мало-мальски приличный магазин авто принадлежностей за рубежом, считал за честь иметь в своем ассортименте русскую резину. Даже производители автомобилей приторговывали русским товаром, например австро-венгерская фирма РАФ (в наше время она называется ЛиАЗ и делает грузовики Шкода) взяла на себя генеральное представительство фирмы Проводник.

В Германии было все по-немецки — коротко, ясно, без лишних эмоций. Коротко «ПРОВОДНИК-КОЛУМБ пневматики» и российский флаг, все понятно — раз Россия, значит товар отличный. Другой вариант — флаги всего мира, значит там шины ПРОВОДНИК знают, а отдельно российский — там их делают, реклама короткая: «Неподражаемое качество, надежно, долговечно, экономно».

Англичане не удержались от стереотипов — раз резина русская, значит бородатый казак и «Великая Победа». Еще интересней, что до далеких колоний в Южной Африке дошла слава русских шин. «Генерал Бота, тот что захватил Де Вет «тащится» от шин Колумб». Очевидно, речь идет о какой-то деревушке в Намибии (в то время немецкая колония), где генерал южно-африканский Бота давил русскими шинами враждебных аборигенов — готтентотов или зулусов.

Веселей всех рекламировали русскую продукцию французы. Картинка говорит сама за себя — попробуйте волки, догоните русского медведя, если он катится на Проводнике! А как симпатичен смешной собачонок в традиционной русской одежде! «Все в этом мире проходит, все кончается, только не шины Проводник!!!»

На первых рекламных плакатах фирмы Треугольник пневматики называли русско-американскими, но кроме части капитала там ничего не было американского, изготавливали шины русские рабочие в Петербурге. Позже французы стали писать "Русские пневматики Треугольник". Больше ничего и не требовалось, если русские — значит высший класс! Ну еще красный чертик — фирменный знак фирмы Треугольник, этого чертика знал весь мир.

Нет сейчас того высшего класса, завод «Красный Треугольник» не может больше конкурировать с Michelin или Dunlop, а знаменитый Проводник вообще исчез, а память о нем уже за границей — в Латвии. Только эта старая реклама осталась немым свидетелем былой российской автомобильной славы...