21 Мая 2008 года
Новый автор публикации Костиников Владимир - Победитель гонки моторов.

22 Марта 2008 года
Новая публикация Станислава Кирильца - Водитель-инструктор Древицкий Яков Иванович.

3 Января 2008 года
Новая публикация Станислава Кирильца - Пётр Михайлович Пузанов.

29 Августа 2007 года
Новая публикация Станислава Кирильца - Бекель Павел Яковлевич и сыновья Павел и Александр.

21 Августа 2007 года
Новая публикация Станислава Кирильца - Первый председатель Санкт-Петербургского Автомобиль-клуба Павел Николаевич Беляев.

19 Августа 2007 года
Новая публикация Станислава Кирильца - Cпортсмен и коммерсант Эмиль Густавoвич Плюйм.

Все новости...

 

Победитель гонки моторов

Костиников Владимир

Черноморскую губернию (так красиво назывался наш край в начале прошлого века) вполне можно отнести к пионерам в области развития автомобилизма в России. Среди важнейших причин этого было отсутствие железной дороги вдоль побережья, что вызывало потребность в регулярном сообщении между растущими курортами с помощью других видов транспорта. Т.Скупенский в книге «На лазурном берегу» в 1911 г. писал: «… на сентябрь, октябрь и ноябрь едет с севера фешенебельная богатая публика, чтобы продлить себе лето, греться на солнышке, купаться в море. Едут не только морем, но и на собственных автомобилях прямо из Новороссийска по прекрасному, теперь исправленному шоссе. Едут не только русские, но часто уже сюда заглядывают и иностранцы».

Уже к 1904 г. на курорте Гагры (а он вошёл в состав Сочинского округа) действовала мастерская «для починки и налаживания автомобилей и велосипедов». Она же отпускала автомашины в прокат. Впоследствии при Гагринской климатической станции был оборудован большой гараж, откуда автомобили по желанию публики совершали рейсы в Сочи, Красную Поляну и Сухум. Большим любителем автомобилей был организатор Климатической станции принц Александр Петрович Ольденбургский, что с большим юмором описал Ф.Искандер в «Сандро из Чегема».


Автомобиль принца у Новой гостиницы Гагры. Фото С.М. Прокудина-Горского.

В 1905 г. между Сочи и Адлером было впервые организовано частное автомобильное сообщение. Механические экипажи представляли здесь «обычного типа вагон с диванами с двух сторон, на которых размещаются 14 пассажиров». По времени дорога занимала 3 часа, а плата за проезд составляла 1 руб.


«Обычного типа вагон» - «Рено», пригнанный сочинцем П.Н. Жано

В начале XX в. автомобилизм превращается в один из популярных видов спорта. Все более распространенным видом состязаний становятся автопробеги и различные гонки. В истории Сочи автоспорт также оставил свой заметный след. 21 сентября 1911 г. в столице Черноморской губернии Новороссийске стартовал первый на Кавказе автопробег по маршруту Новороссийск – Гагры, являвшийся продолжением масштабного тура Петербург – Севастополь. Участники соревнования вместе со своими автомобилями прибыли из Севастополя в Новороссийск на пароходе «Инженер Авдаков». Автопробег Новороссийск – Гагры был организован Гагринской климатической станцией. Руководил состязанием вице-президент Российского императорского автомобильного общества флигель-адъютант В.В.Свечин.

В Сочи гонщики прибыли 22 сентября. Своеобразный парад состоялся на Базарной площади.

Из 29 автомобилей, стартовавших из Новороссийска, в Гагры прибыло 26. Главным итогом этого спортивного мероприятия стало то, что на деле была доказана возможность и практическая выгода автомобильного сообщения вдоль Черноморского побережья по Сухумскому шоссе. В связи с тем, что 23 экипажа прибыли в Гагры без штрафных очков и практически одновременно, было принято решение о "дополнительном критерии", которым явилась верстовая гонка на скорость. Первые три места заняли:

1 место - граф Коловрат на "Лауринт-Клемент"
2 место - барон фон Мекк Марк Николаевич на "Мерседесе"
3 место – гонщик и конструктор фирмы «Бенц» Фриц Эрле на машине своей фирмы.


«Мерседес» М.Н. фон Мекка



Ф.Эрле на «Бенце»

Единственная в этом пробеге женщина – гонщица, госпожа Ставросельская участвовала на автомобиле "Штевер" и заняла 11 место. (Данные о результатах гонки любезно предоставлены автору статьи Царскосельским автомобильно-спортивным клубом).

Победитель заключительной гонки граф Александр "Саша" Коловрат (Alexander «Sascha» Kolowrat) прошёл версту с хода за 38,6 секунд, показав скорость 99,5 км/ч и взял Первый Приз Великой Княгини Ольги Александровны. Интересная деталь - автомобиль Коловрата был далеко не новый, летом 1911 года граф Коловрат вместе с графом Урусовым сoвершил на нём путешествие по Африке, проехав 40 000 км.


Граф Александр Коловрат



На киностудии

Граф Коловрат был одним из влиятельнейших аристократов Австрии, имел крупное состояние – ему принадлежала фабрика богемского стекла, дворцы в Вене и Праге.

Был пионером австрийской киноидустрии. Считается, что именно Саша Коловрат отрыл новую кинематографическую звезду – Марлен Дитрих. На его венской киностудии «Саша-фильм» сняли «Кафе Электрик» с Марлен в главной роли.


Марлен Дитрих в фильме «Кафе Электрик»

Другом Коловрата был и легендарный Фердинанд Порше. Познакомились они перед Первой мировой войной, отдыхая в Альпах. В 1922 году на средства Саши Коловрата Порше создал спортивный автомобиль. В благодарность за помощь Фердинанд дал своему детищу имя графа. Автомобиль стал называться Austro-Daimler Sascha.


Austro-Daimler «Sascha» и сам Саша слева.

Саша Коловрат был известным шутником. Однажды прибыл на предстартовый осмотр в автомобиле, украшенном большим количеством кукол. При этом гордо ходил рядом с ним и позировал перед объективами фотоаппаратов (можно было подумать, что он директор цирка), и его поведение вызывало восторг у зрителей. Через год он украсил машину гирляндами картофеля. Еще через год посадил в салон большую жирную свинью, которая довольно похрюкивала в кресле, в то время как комиссия осматривала его машину. В четвёртый раз он пригласил трёх трубочистов. Они сидели на капоте, стояли на подножках, изображая разные смешные сцены. В общем, устраивал настоящий театр. По регламенту соревнований на Сицилии минимальный вес экипажа автомобиля был 120 кг (обязательно 2 человека). Граф Александр Коловрат один весил более 100 кг и посему в члены экипажа он взял... лилипута. Эта парочка выглядела, конечно, комично, но обязательные требования регламента были соблюдены.

Умер Коловрат в 42 года. Марлен Дитрих навещала киномагната в больнице, где он скончался в декабре 1927-го, а много позже взяла для героини фильма «Обесчещенная» имя «вдова Коловрат».

2008 Костиников Владимир,
краевед.