21 Мая 2008 года
Новый автор публикации Костиников Владимир - Победитель гонки моторов.

22 Марта 2008 года
Новая публикация Станислава Кирильца - Водитель-инструктор Древицкий Яков Иванович.

3 Января 2008 года
Новая публикация Станислава Кирильца - Пётр Михайлович Пузанов.

29 Августа 2007 года
Новая публикация Станислава Кирильца - Бекель Павел Яковлевич и сыновья Павел и Александр.

21 Августа 2007 года
Новая публикация Станислава Кирильца - Первый председатель Санкт-Петербургского Автомобиль-клуба Павел Николаевич Беляев.

19 Августа 2007 года
Новая публикация Станислава Кирильца - Cпортсмен и коммерсант Эмиль Густавoвич Плюйм.

Все новости...

 

Последователь Наполеона

Киселёв Артём
www.artem-kiselev.info

В начале XIX века один низкорослый, но очень амбициозный француз страстно желал по-корить великую Российскую Империю. В какой-то момент ему показалось, что мечта сбылась, но великий русский народ никогда бы не именовался таковым, не будь он хитер и бесстрашен. Планы Наполеона рухнули, словно карточный домик.

И вот, спустя почти сто лет, другой, не менее амбициозный и целеустремленный фран-цуз, осмелился продолжить дело своего знаменитого соотечественника. И добился успеха, покорив Российскую Империю с первой попытки. Только на этот раз средства, цели и за-дачи были исключительно мирными.

Виктор Эмери родился 18 ноября 1876 года во французском местечке Брест. Родители его были достаточно обеспеченными людьми, поэтому нет ничего удивительного в том, что юный Эмери имел возможность в полной мере испытать на себе все новомодные веяния того времени. Не стали исключением и автомобили. Уже в 1902 году француз дебютировал в гонках за рулем гоночного Darracq, демонстрируя удивительный для новичка стиль езды по пыльным дорогам с управляемым заносом задних колес.

Скорость и отвага Эмери произвели неизгладимое впечатление на Александра Даррака, которой спустя два года пригласил Виктора стать главным испытателем его фирмы. Про-гресс гонщика был настолько очевиден, что Даррак решил попробовать Виктора в качест-ве заводского гонщика, и не ошибся – тот блестяще выиграл гонку Гамбург – Бахненфелд и финишировал четвертым в первом Coppa Florio.

Пик карьеры француза пришелся на 1905 год. В августе он принес Darraq победу в гонке Circuit des Ardennes, в октябре первенствовал в престижном Кубке Вандербильта, где сумел обыграть таких известных асов, как Феличе Наццаро, Ференц Шиш, Луи Шевроле, Винченцо Лянча и других, а 30 декабря на специальном гоночном автомобиле Darracq с V-образным 8-цилиндровым двигателем (25400 см3, 200 л. с.) установил абсолютный ре-корд скорости, преодолев километровую дистанцию со стартом с хода со скоростью 176,47 км/час.

Эмери был очень своенравным и заносчивым человеком, любившим, что бы все было так, как ему удобно. Он прекрасно осознавал свою популярность, частенько ею злоупотребляя. В конце концов Дарраку это надоело, и в 1907 году Эмери покинул фирму. Однако долго сидеть без дела французу не пришлось. В том же году он принял приглашение немецкой фирмы Benz, после чего финишировал вторым в Coppa Florio (Брешия).

В 1908 году Виктор Эмери совершил триумфальное путешествие в Россию, где не без труда, но выиграл гонку Санкт-Петербург – Москва. Особенно радовало француза то, что он сумел победить не только русских гонщиков, но и Деможо, представлявшего фирму Darracq, которая, по мнению Эмери, так нехорошо с ним поступила. Русская публика была в восторге. Она восхваляла французского гонщика, напрочь забыв о том, что не прошло еще и ста лет с тех пор, как его соотечественник пытался силой завладеть Российской Им-перией. Да и не имело это никакого значения, ведь Эмери, хоть и покорил Россию, не-вольно продолжив дело Наполеона, нес людям радость, а не смуту и разруху.

Как и год назад гонку между столицами приурочили к Международной автомобильной выставке, открытие которой планировалось 3 мая в городском манеже Москвы. А потому старт назначили под Петербургом (у Средней Рогатки), а финиш – в 13 верстах от Моск-вы, в деревне Никольское.

Августейшего покровителя на этот раз не нашлось, зато уже весной стало известно, что в Московской автомобильной выставке примет участие множество иностранных фирм. Причем, девять заводов сразу решили заявить на гонку свои официальные команды.

Такой интерес к гонке легко объясним. Во-первых, автомобильные и шинные компании рассматривали состязание не как пробег легковых автомобилей, а именно как гонку. Во—вторых, суммы призовых взлетели неимоверно высоко. Так, победитель должен был получить минимум 5000 франков, а шинный завод Michelin учредил приз 15000 франков своему лучшему гонщику. Darracq обещал 14000. Были и другие трофеи: серебряные куб-ки, братины, портсигары, призы императорской фамилии, гостиницы «Метрополь». Взле-тели, в свою очередь, и стартовые – тысяча французских франков за автомобиль 1 катего-рии.

Старт гонки был назначен на 18 мая. Гонщикам вручили карты с указанием контрольных пунктов, в трех из которых они могли наполнить свои баки бензином и маслом, а также купить еды. На этой карте шоссе Петербург-Москва были обозначены все населенные пункты, расположенные возле него, и их расстояние от Петербурга. Дистанция гонки составляла 665 верст.

Но тут возник небольшой конфликт между РАО (Российским автомобильным обществом) и губернатором Твери. Он просил перенести гонки на следующий день, так как 18 мая – воскресенье, а в этот день во всех расположенных вдоль шоссе городах и селах будут базары, поэтому ожидается большое скопление народа и повозок на дорогах. Пришлось подчиниться и перенести соревнования на 19 мая.

Из 32 заявленных, к месту старта прибыли только 27 автомобилей. По рабочему объему двигателя они были разбиты на четыре категории. В первой числилось 10 машин, во второй – 7, в третьей – 6 и в четвертой – 4. В каждой машине помимо гонщика должен был присутствовать механик. Порядковые номера присваивались посредством жребия.

Ровно в два часа ночи 19 мая 1908 года со старта в направлении Москвы отправилась машина под №1. Это был Деможо на Darracq. С интервалом в две минуты на дистанцию уходили остальные 26 экипажей.

На контрольный пункт в Вышнем Волочке первым примчался Эмери, на 21 минуту опередив Дюрэ и на 49 минут - Деможо. Однако, вскоре Lorraine-Dietrich Дюрэ наехал на упавшую лошадь и вынужден был сойти с дистанции. В Клину, на последнем пункте, в лидеры вышел уже Деможо, выигрывая всего минуту, Но за десять верст до финиша Эме-ри обошел своего соотечественника, а за 20 саженей (около 50 метров) на его Benz лопну-ла задняя левая шина. Кстати, Эмери был не одинок в своей неудаче. Проблема разрыва покрышек вставала у многих спортсменов. Дело в том, что местные земства, в ведении которых находился при-смотр за состоянием своих участков шоссе, оказали гонщикам «медвежью услугу», засы-пав ямы щебнем, но, не утрамбовали их, надеясь, видимо, что узкие колеса автомобилей укатают эти участки. Результатом этой халатности стали десятки разодранных в клочья шин и большое количество сошедших с дистанции автомобилистов. Некоторые гонщики, имея в запасе по две новые шины и пять камер, израсходовали их еще до Вышнего Волоч-ка и вынуждены были покупать в деревнях кожу на заплатки.

Первых финишировавших в Москве ждали с раннего утра. Организаторы прилагали массу усилий, чтобы зрители, судьи и гости этого автомобильного праздника не пожалели о потраченном времени. С одной стороны шоссе расположился полевой ресторан «Эрми-таж», где московская знать м автомобилисты могли перекусить и поболтать в ожидании победителя и призеров гонки. С другой – места для стоянки автомобилей зрителей, коих собралось немало. Дежурные у полевого телефонного аппарата, проведенного со станции Химки, получали информацию с контрольных пунктов. Все изменения в положении уча-стников комиссия отмечала на карте шоссе Петербург-Москва, которая размещалась на большом щите. С современным развитием технологий такие меры кажутся просто смеш-ными, но тогда многое было в диковинку, и вызывало восхищение.

Около 10 часов утра из контрольного пункта в Клину пришло сообщение, что в сторону Москвы направился автомобиль под №3, а почти 10 минут спустя и автомобиль №1. Напряжение нарастало, и вот, в 11 часов 47 минут финишный створ пересек Виктор Эме-ри. Остановившись на обочине, он тут же оказался в окружении фотографов и просто лю-бопытных, а, едва заглушив мотор, «покинул автомобиль в руках возбужденной толпы».

Спустя семь минут завершил гонку Деможо. Еще через полчаса – Луи Вагнер на FIAT с номером 13. Лучшим результатом для русских спортсменов стало четвертое место Алек-сандра Михайловича Фокина (также на FIAT).

Не умаляя достоинств гонщика нужно признать, что машина, выигравшая гонку Санкт-Петербург – Москва была одной из лучших в то время. Спустя два месяца на том же са-мом Benz 55/150 Эмери финишировал вторым в самой престижной гонке мира – Гран При АКФ – уступив только мощнейшему Mercedes GP Кристиана Лаутеншлагера. Гонка для Виктора началась с восьмого места, но уже на третьем круге он вышел на второе, а на чет-вертом круге и вовсе возглавил соревнование. Однако, выдержать напор Лаутеншлагера не сумел.

Последнее крупное соревнование 1908 года проводилось в Саванне, и имело статус Гран При Америки. Первого в истории. Эмери отправился туда с серьезным настроем на победу, но планам помешал Луи Вагнер. Спустя два года (в 1909 году Гран При Америки не проводился) Виктору вновь не удалось выиграть, хотя победа была очень близка. Близ-ка настолько, что финиш гонки стал самым плотным в еще недолгой истории гонок Гран При. Дэвида Брюса-Брауна и Эмери разделила всего 1,42 секунды.

И если первенство в Америке уходило из рук француза, то в установлении абсолютного рекорда скорости гонщик преуспел. В 1909 году за рулем знаменитого Blitzen Benz (4 ци-линдра, 22000 см3, 200 л. с.) Виктор преодолел двухсоткилометровый рубеж – 202,7 км/час.

Последняя крупная победа Эмери пришлась на Гран При АКФ 1911 года, где в распо-ряжении француза был FIAT S61. После первой мировой войны не молодой уже гонщик продолжил выступления в соревнованиях на автомобилях марки Rolland-Pillain, но без особых успехов. Почувствовав, что серьезных результатов ему уже не добиться, Эмери ушел из спорта, занявшись мелким бизнесом.

Смерть настигла француза 10 сентября 1950 года в Ле-Мане. Он прожил яркую жизнь в автоспорте, покорив немало вершин. Отрадно осознавать, что часть своего таланта Виктор Эмери подарил и России.

2006. Артем Киселев.
Фото из архива Станислава Кирильца.